

Жители Петербурга требуют отменить новые тарифы на парковку в центре города
НКНаталия КазаковаТарифами ударили по семьям с детьмиПостройте сначала метро, а потом берите деньги!Стоимость парковки на улицах четырех центральных районов Петербурга увеличилась почти в четыре раза, а городские власти все настойчивее говорят о платном въезде в центр Северной столицы. Речь идет не о туристах, мощный удар по своему кошельку получили обычные горожане.
Наталия Казакова
Андрей Краснобаев
Администрация Петербурга традиционно любит хвастаться ростом доходов городской казны от привлечения в Северную столицу ежегодно миллионов туристов. В 2024-м, например, город принял 11,6 млн гостей, в текущем году этот рекорд наверняка будет побит.
Но доходов от туристов, приезжающих посмотреть на красоты Петербурга, городским властям, судя по всему, крайне не хватает. Другими причинами объяснить резкое повышение тарифов на парковку в центре города крайне сложно.
Стоимость парковки в четырех центральных районах Петербурга за одну ночь с 14-го на 15-е октября выросла почти вчетверо. За час стоянки автомобиля теперь придется выложить 360 рублей вместо 100.
Есть оговорка — тарифы станут меняться в зависимости от нагрузки, как в Москве. Тарифная сетка поделила улицы на четыре категории.

Механизм расчета такого дифференцированного платежа абсолютно непрозрачен, считает петербургский юрист Ирина Баханович.
«Изначально цена была фиксированной. Вдруг каким-то образом некое ИП, которое сейчас, кстати, числится ликвидированным, решило провести исследование в центре города и поделить улицы на загруженные и нет. Например, 12-ю и 13-ю линии Васильевского острова отнесли к первым, парковка там будет стоить 360 рублей в час, а на соседних, 14-й и 15-й, останется по 280. Это же очевидно, что все поедут парковаться за 280 и улица моментально станет перегруженной. Механизм абсолютно непрозрачный и непонятный. Кто будет определять загруженность, с какой периодичностью, какой мониторинг будет проводиться? Об этом ничего не сообщается», — рассказала «НИ» Ирина Баханович.
Интересно и другое. В структуре администрации Петербурга есть специальное бюджетное учреждение — Центр транспортного планирования, которое, по идее, должно заниматься такими вопросами, но никак не частная компания со статусом индивидуального предпринимателя.
Власти города с помощью новых тарифов рассчитывают снизить количество автомобилей и уровень выхлопных газов в историческом центре. Однако вместо перераспределения транспортных потоков на оживленных магистралях петербургские чиновники уже получили хаотический автомобильный трафик горожан, рыщущих в поисках дешевого места на второстепенных узких улочках.
Два-три автомобиля в поисках парковки на них способны и вовсе заблокировать движение в целом квартале. Петербуржцы уже вторую неделю адресуют в Смольный потоки проклятий в социальных сетях.

Тарифами ударили по семьям с детьми
Повышение стоимости парковочного места в районах, где находятся самые лучшие в городе библиотеки, театры, детские дворцы творчества, поликлиники и больницы, ударило в первую очередь по кошелькам обычных петербуржцев, людей небогатых.
Чтобы отвезти ребенка в школу, забрать с занятий, проводить на кружок и вернуться домой, мамам и папам приходится отдавать чиновникам ежедневно не менее тысячи рублей. Привезти пожилого родственника в поликлинику обойдется семейному бюджету дешевле — можно уложиться в 720 рублей. Непросто и десяткам тысяч горожан, которые привыкли ездить на работу в центр на автомобиле, так как сеть общественного транспорта Петербурга недостаточно развита и перегружена в часы пик. На десятках улиц в центральных районах города общественный транспорт отсутствует в принципе.
Чиновники неоднократно объясняли свое непопулярное решение тем, что автомобилисты привыкли к прежним фиксированным ставкам — 100 рублей за час парковки — и заметного сокращения автомобильного трафика в центре города, ради которого задумывались платные парковки, не произошло. То есть фактически признали, что принятые меры не сработали и… повысили стоимость.
Юрист Ирина Баханович усматривает в этом прямое нарушение Закона о конкуренции, который запрещает «доминирующим хозяйствующим субъектам предпринимать действия, ущемляющие интересы неопределенного круга потребителей». Речь идет о монопольно завышенной цене.
Ирина Баханович уже отправила обращение в УФАС Петербурга с просьбой провести проверку относительно новой платы за парковку в центральных районах города. Но как отреагирует ведомство?
Постройте сначала метро, а потом берите деньги!
«Есть такое чувство, что парковки — это такой способ заработка для Смольного», — считает юрист.
Статистика нарушений за девять месяцев 2025 года тому подтверждение. По данным администрации Северной столицы, с 1 января петербуржцы успели запарковаться под запрещающими знаками 740 тыс. раз. 68 тыс. водителей не только получили квитанции о штрафе, но и вызволяли свои автомобили со штрафстоянок. Зафиксировано 657 тыс. случаев нарушений правил пользования платными парковками. В общей сложности — около 1,4 млн штрафных постановлений.
Финансовую сторону вопроса подсчитали журналисты городского издания «Фонтанка». В 2016 году платная парковка принесла городской казне 95,2 млн рублей, в 2022-м — уже 959 млн рублей, а в 2024-м — 4,4 млрд рублей. В нынешнем 2025-м при 100-рублевом тарифе ожидались поступления в размере 5,5 млрд рублей. Введение же плавающего тарифа позволит властям в 2026 году заработать 10,5 млрд рублей.

Самый популярный комментарий в социальных сетях у петербургских транспортных чиновников сегодня — «сначала постройте нам нормальное метро, а потом берите деньги за парковку». Правда, такие комментарии сразу удаляются модераторами государственных пабликов.
Впрочем, для москвичей стоимость петербургской парковки в 360 рублей за час может показаться «выгодным предложением». Некоторые из них за парковочное место в центре столицы отдают и по 800 рублей в час. Но не торопитесь с выводами!
Ирина Баханович считает сравнение некорректным не только из-за разницы в уровне жизни и заработных платах москвичей и петербуржцев (которая становится все менее заметна. — Прим. ред.), но еще и потому, что у жителей столицы есть реальный выбор: ехать в центр на собственном автомобиле или воспользоваться общественным транспортом. Метро — в шаговой доступности, электробусы и автобусы ходят по расписанию по каждой улице, кроме пешеходных. Только с 2020 по 2024 год в Москве было открыто 39 новых станций подземки.
В Петербурге ситуация с общественным транспортом иная. По состоянию на 2025 год в пятимиллионном городе действуют 73 станции метрополитена, две из которых закрыты на реконструкцию. Строительство новых то и дело откладывается. Власти второго по значимости города страны вместе с метростроевцами уже пару лет не могут определиться с выходом со станции-призрака «Театральная». Горожане заждались обещанного продолжения оранжевой линии до «Кудрово» и «Морского фасада», зеленой — до «Каменки», красной — до аэропорта Пулково, а фиолетовой — до «Шуваловского проспекта». Из нынешних темпов строительства и ремонта подземки можно сделать вывод, что станций в шаговой доступности, как в Москве, петербуржцам придется ждать еще сотни лет.
Автобусы часами простаивают в пробках на выезде в Курортный, Кронштадтский, Пушкинский и Ломоносовский районы, лишая целые жилые массивы регулярного транспортного сообщения. Кстати, в этих районах Петербурга, куда туристы ездят на автомобилях, платную парковку почему-то не вводят, даже по 100 рублей за час, хотя жители постоянно обращаются к чиновникам с просьбой упорядочить туристический поток, мешающий им жить и работать.
На фоне всего этого городской парламент все настойчивее поднимает вопрос о платном въезде в центр для автомобилистов. Спикер Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский в интервью изданию «Деловой Петербург» не исключил нововведения в течение ближайших пяти лет. Более того, он назвал его неизбежным.
Отменит ли платный въезд в центр Петербурга платную парковку или расставаться с деньгами придется и за то, и за другое, пока неизвестно! Понятно одно — жители Северной столицы для своих чиновников тоже стали «новой нефтью».