На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

ЕПЕлена ПетроваОбозревательТоварооборот с главным внешнеэкономическим партнером РФ — Китаем — снизился на 21% в сентябре и на 10% по году. Под прицел российской и китайской таможни попали мелкие и средние импортеры. Главная причина простая — государству срочно нужны деньги.

Елена Петрова, Татьяна Свиридова

Товарооборот с Китаем в сентябре 2025 года сокращается шестой месяц подряд. Поскольку детальная таможенная статистика в России закрыта, вся информация идет из Поднебесной, и она не радует.

В очередной раз «на границе тучи ходят хмуро»

В августе объемы торговли между нашими странами сократились на 16,4%. В сентябре ситуация стала еще хуже. Падение составило 21%.

Единственными, кто не ощутил на себе похолодания в торговых отношениях, стали импортеры автомобилей, но их повышенная активность имеет другие причины. Предприниматель Дмитрий Рогов наблюдает аншлаг на границе:

— В преддверии введения нового расчета утильсбора машины закупаются не «как в последний раз», а именно в последний раз. Объемы просто рекордные. У нас все очень активно, но очевидно, что это из-за того, что закон скоро введут. Все стараются купить автомобиль до повышения цен.

Только иногда у продавцов вдруг возникает желание спросить, а не поедет ли часом их автомобиль в Россию. На это у наших импортеров заготовлен план реагирования:

— Бывают ситуации с популярными моделями, когда китайцы начинают «подозревать», что мы покупаем машину для экспорта в Россию. Тогда мы завозим ее к местному дилеру, фотографируем и говорим: нет, нет, что вы! Это у дилера. И везем дальше. Все делают вид, что все в порядке. Все так работало всегда. Пока так и работает.

На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

Очередь грузовиков на въезде в РФ и изъятие грузов на таможне

Если с появлением «ВТБ Шанхай» проблема с платежами у многих импортеров решилась, то ужесточения проверок на границе не избежал никто.

С середины сентября и по сей день на границе Казахстана и Китая, через которую идет основной поток товаров, стоят очереди из грузовиков, говорят импортеры. Водители ждут прохождения таможни не меньше недели. В сентябре здесь стояло около десяти тысяч машин. Национальный праздник в КНР в начале октября ситуацию только ухудшил.

Читайте также:  На чем и как экономят петербуржцы: лайфхаки — простые и с фантазией

Особенно не повезло тем, кто везет в Россию бытовую технику, дроны и всевозможные западные бренды. Но тренд ясен: импортеры начинают покидать пиратский корабль под названием «Параллельный импорт».

На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

Компания предпринимателя Екатерины Кизевич помогает импортерам завозить товары в РФ, проводить платежи и проходить таможню. Спрос на услуги таких агентов среди тех, кто возил в серую, растет с каждым днем:

— Сейчас мы наблюдаем очереди на границе с Казахстаном, потому что идет жесткий контроль со стороны двух стран, чтобы все было прозрачно и в белую. Чтобы все, кто ввозит товары нелегально, перешли на легальные поставки и платили налоги.

— Это со стороны РФ?

— И со стороны России, и со стороны Китая. Двустороннее усиление контроля, чтобы уйти от серых схем и максимально обелить поставки любых товаров.

Импортеры хотят «обелиться» не от хорошей жизни. Выбор у них невелик: либо налоги, либо конфискация товара.

Те, кто возит импорт в белую, стоят на границе максимум семь дней, говорит Екатерина Кизевич. Остальные проходят таможенный досмотр со всеми вытекающими последствиями.

— Все стоят в очередях и боятся за грузы: их конфискуют и уничтожают при отсутствии полного комплекта документов. Таможня работает на конфискацию, и никто вам ничего не возместит.

«Не так страшны пустые полки в магазинах, как потеря контроля за финансовыми потоками»

Платежная вакханалия, которая продолжалась два года в импорте через агентов, была неизбежной, говорит секретарь генерального совета Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский. Если бы не «петляние» по банкам и юрисдикциям, то на китайские рынки и логистические компании были бы наложены санкции ЕС и США. Пока экономика росла, российским властям не было никакого дела до сложных схем. Но сейчас ситуация кардинально другая, считает Максим Спасский:

— Государство, выпустив из-под контроля финансовые потоки, которые пошли через платежных агентов, сделало для себя вывод, что для него не так страшны пустые полки в магазинах, как страшна потеря государственного контроля над финансовыми потоками. Сейчас государство пытается поставить под контроль. Взялись за это очень жестко.

Дефицит бюджета и повышение налогов не единственные меры по пополнению казны, которые определило для себя правительство.

Читайте также:  «Начало падения»: ВС РФ штурмуют жизненно важный район в Покровске

На границе с Китаем очереди грузовиков, таможня лютует. Почему снижается товарооборот

«Трусы и носки — под государственный контроль»

Тяжелая рука государства нависла над всеми, и отечественными импортерами гражданских товаров, и китайскими продавцами.

В первую очередь проверяются банки и платежные системы, которые работают с криптовалютой. При малейшем подозрении операции блокируются по ФЗ 115. Но достается и самим клиентам.

ФЗ-115 — это Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он обязывает банки и другие финансовые организации контролировать операции клиентов и выявлять подозрительные сделки, а также бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма. Государство имеет право блокировать подозрительные сделки, закрывать счета и наказывать провинившихся. В случае нарушений должностным лицам грозит штраф до 40 тысяч рублей, а юридическим лицам — до полумиллиона.

Российский бюджет и на будущий год останется дефицитным. Казне не хватает триллионы рублей. В этом году кассовый разрыв приблизится к 6 трлн рублей, сколько составит дефицит в 2026-м, никто не знает. Поэтому власти будут искать деньги везде, где смогут найти. Налоги станут платить все, говорит Максим Спасский:

— В Китае двойственная позиция. Крупные компании, которые зависят от западных рынков, соблюдают санкции. Но есть огромное количество предпринимателей, которые заинтересованы в российском рынке, мелкие предприниматели, которые пытаются эти санкции обходить.

Государству надо наполнять бюджет. Все истории с селлерами, которые торгуют на маркетплейсах, ввозя товар в серую, оплачивая только подготовку фиктивных документов, это для государства стратегическая история. Мы сами не заметим, как будем платить все налоги.

Мандраж с НДС

Для мелких импортеров наступили тяжелые времена. Небольшие компании либо закрываются, либо передают свои внешнеторговые отделы на аутсорсинг, говорит Екатерина Кизевич. Самую большую угрозу своему существованию ИП и малые предприятия видят в понижении порога НДС.

— Пока ключевые изменения только обсуждаются, но бизнес уже испытывает мандраж. Речь идет о законе, который может снизить порог для уплаты НДС. Для малого бизнеса переход с упрощенной системы налогообложения на общую будет критичным, — считает генеральный директор компании ATVIRA Екатерина Кизевич.

Для потребителей новые налоги означают одно — повышение цен. Как писали «Новые Известия», запчасти для автомобилей подорожают на 25-30%. Но это не единственный ввозимый в страну товар. Очевидно, что рост цен коснется и другого импорта.

Читайте также:  Военный суд рассмотрит дело о покушении на Симоньян и Собчак

ChatGPT составил свой прогноз на 2026 год. Электроника станет дороже на 3-8% в базовом сценарии и на 10-15% в худшем случае, если власти введут дополнительные сборы на смартфоны и телевизоры.

Так что китайские грузовики привезут больше денег в казну, а потребителям в России — новую инфляцию. Ждите.